Ежегодно в России на конкурсной основе выбирают лучшего педагога страны. В связи с 200-летним юбилеем Константина Ушинского, основателя научной педагогики, следующий год объявлен годом наставничества, поэтому конкурс «Учитель года России» в 2024 приобретает особую важность. И работники образования, и родители учащихся понимают, что престиж профессии нужно повышать. Благодаря тяжелому труду педагога не только сохраняется связь между поколениями. Наставник способен повлиять на выбор жизненных ориентиров ученика.
Содержание
История возникновения конкурса «Учитель года»
Впервые конкурс был проведен в СССР в 1990 году. Идея возникла в начале перестройки в редакции «Учительской газеты». Читатели издания летом 1989г приняли активное участие в обсуждении предложения и высказались в пользу профессионального состязания. После одобрения ЦК партии газета приняла на себя обязанности по разработке концепции конкурса. Мероприятие проводилось при поддержке ряда общественных и образовательных учреждений.
Подобный конкурс существовал в США с середины века, однако советский вариант не копировал его и был намного сложнее. Первые финалисты отбирались в результате заочного тура, а затем проводили открытый урок, тема которого становилась известна только за 2 часа до начала. В последующем в программу добавили компьютерный тест.
В 1990 году организаторы учредили специальный приз «Учителю года», которым стал «Хрустальный пеликан» в виде птицы с распростертыми над птенцами крыльями. В 1993г Министерство образования издало приказ о введении нагрудного знака «Золотой пеликан». Кроме того, в период с 1995г по 2004г победителям по распоряжению Президента вручались денежные премии.
К середине 90-х годов процедуру финального отбора конкурсантов стал контролировать председатель большого жюри – ректор МГУ. Первичный отбор осуществлялся на местах малыми жюри. В это же время традиционным стал слет лауреатов конкурсов прошлых лет.
С 2005г местом проведения конкурса был назначен родной город победителя предыдущего года и впервые финал прошел за пределами столицы в Калининграде. В 2007г в первый раз награждались сразу два учителя.
Следующий конкурс прошел в гимназии Санкт-Петербурга. Помимо основной награды, вручались специальные призы в номинациях:
- «Обыкновенное чудо»,
- «Мастер»,
- «Первый учитель»,
- «Открытие»,
- «Технология»,
- «Через тернии к звёздам»
- приз зрителей от детского пресс-центра.
2009 год ознаменовался крупными нововведениями в конкурсные правила. Три тура включали теперь сначала 5 конкурсных этапов, затем мастер-класс и дискуссионный клуб, а в финале «круглый стол» политиков от образования.
Начиная с 2016 года лучших педагогов стали представлять все 85 регионов России. Конкурс проходил даже во время коронавирусной пандемии, хотя и с небольшим опозданием. Финалист 2020-го был объявлен в начале следующего года.
Кто может принять участие
«Учителем года» 2024 согласно Положению Минобрнауки от 2004 года может стать любой педагог, стаж которого к моменту начала конкурса будет насчитывать не меньше 3 лет. Статус учебного заведения не имеет значения.
На равном основании участвуют как работники частных школ и гимназий, так и государственных. Работники высших учебных заведений также имеют право на участие, если они работают в школе или гимназии по совместительству. Заявки принимаются от победителей региональных конкурсных этапов.
Порядок проведения конкурса Учитель года 2024
На конкурс «Учитель года» в 2024 заявка подается лично. Для этого на официальном сайте организаторов конкурса заполняется форма с загрузкой:
- результатов отборочного тура;
- направления от образовательной организации;
- 6 фотографий, включая одной портретной и остальных жанровых;
- небольшого эссе объемом до 500 слов.
Программа финальной части состоит из серии испытаний, которые оцениваются тремя группами жюри – родительской, ученической и большой. В каждой группе присутствует по 15 человек от родительского комитета, учеников-победителей конкурса «Большая перемена» и экспертов-лауреатов годовых состязаний предыдущих лет соответственно.
Испытания оцениваются по балльной системе:
- Отстоять звание учителя-профессионала можно проведением 50-минутного урока. 5 минут выделяется на обоснование темы, 35 минут на сам урок, 10 минут на самоанализ и ответы на вопросы слушателей. Оценивается максимум в 60 баллов. Вторая часть состоит из 30-минутного воспитательного события с оценкой до 40 баллов.
- В категории учитель-мастер нужно представить 30-минутный мастер-класс (до 60 б) и участвовать в состязании «Вопрос учителю года» в течение 180 минут (до 40 б).
- Последний этап выявляет лидерские качества конкурсанта. Педагогический совет длительностью 120 минут включает представление участников и обсуждение инициативных предложений (до 30 б).
Максимальная оценка конкурсанта – 230 баллов. Конкретная программа конкурса разрабатывается оргкомитетом непосредственно в год проведения и может измениться.
Когда пройдет Учитель года в 2024 году
Мероприятия по выбору лучшего педагога на региональном уровне начинаются уже в конце 2022г. Проводится поэтапный конкурс:
- образовательными учреждениями, где работают претенденты;
- муниципальными организациями;
- государственными органами управления образованием субъектов РФ, которые берут на себя последующие расходы по командированию победителя.
Заключительная часть конкурса состоится осенью 2024 года, им будет руководить Министерство просвещения. Точная дата и место проведения публикуются оргкомитетом за 2 месяца до срока.
Награды за конкурс
Все претенденты конкурса получат дипломы, подарки и нагрудные знаки «Учитель года». 15 лучших участников первого тура станут лауреатами. Призы вручат 5 финалистам второго тура, каждый из которых получит право исполнять обязанности общественного советника Министра просвещения Российской Федерации и сможет предложить свои инициативы в сфере образования.
Абсолютным победителем состязания по итогам трех туров станет педагог, набравший наибольшее количество баллов. Он получит звание «Учитель года России» 2024 года и хрустальную статуэтку пеликана.