Работа каждого детского сада, школы, колледжа, ВУЗа невозможна без составления учебных планов. В нем прописывается все: цели, задачи, теоретический материал, проведение индивидуальной работы и многое другое. Учебные планы относятся к основной документации. Их ведение является обязательным для каждого педагога. В зависимости от организации может меняться структура и форма плана. Многие изменения могут вноситься и утверждаться решением педагогического совета.
Содержание
Изменения в учебном плане на 2024–2025 в соответствии с ФГОС
В сентябре 2024 года России уже перешла на ФГОС третьего поколения. В связи с чем, учебный план школы на 2024–2025 учебный год будет меняться в соответствии с ФГОС. В связи с введением новых четких требований по каждому предмету, изменения будут отражаться в документации, и далее в структуре учебного процесса. Кроме того ожидается введение ряда изменений:
- Для учеников начальной школы будет вводиться обязательное обучение игре в шахматы.
- Изучение второго иностранного языка по ФГОС.
- Для старшеклассников исключат иностранный язык из перечня обязательных предметов при сдаче ЕГЭ.
Изменения коснуться и сферы дошкольного образования. Специфика работы детских садов отличается от школы. Поэтому учебный план ДОУ на 2024–2025 учебный год в соответствии с ФГОС будет составляться по-новому. Следует учитывать, что именно детский сад готовит малышей к школе. И важно сохранить преемственность воспитательного процесса и обучения. Другими словами, на каждой ступени ребенок должен получать все необходимое для развития, последовательно продолжая путь. Дошкольное детство имеет колоссальное значение для детей и определяет их дальнейшее развитие. Поэтому составлению и разработке программ от рождения до школы уделяется много внимания и государственных средств.
Базисный учебный план на 2024–2025 год
С его помощью фиксируется максимальный объем учебной нагрузки учеников, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности. Это один из основных механизмов реализации всех образовательных процессов. На ступени начального образования осуществляет введение учебных курсов, системного подхода с опорой на индивидуализацию обучения. Обеспечивает возможность изучения родного языка и обучения на нем.
В целях конкретизации количества часов, составляется примерный учебный план. В нем прописывается количество часов в год по каждому предмету для всех классов. Составляется в виде таблицы, где видно наименование предметов, распределение часов, общее количество часов.
Федеральный базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной и свободно формируемой, с учетом внеурочной деятельности.
Обязательная часть обеспечивает достижение важнейших целей:
- Приобщение к национальным и общекультурным ценностям.
- Формирование готовности учеников к продолжению образования.
- Обучение элементарным правилам поведения в экстремальных ситуациях.
- Способствование личностного развития учеников с учетом их индивидуальных особенностей.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает:
- Развитие индивидуальных потребностей учеников.
- Организацию внеурочной деятельности. Ее содержание определяется с учетом пожеланий учеников.
План воспитательной работы
Основной целью воспитательной работы является создание условий для формирования творческой, социально-активной, физически здоровой личности, которая должна уметь делать сознательный выбор жизненной позиции и ориентироваться в культурных изменениях. План воспитательной работы, как и учебный, утверждается в начале года. В него входит:
- Организация различных мероприятий, интересных для большинства учеников.
- Создание условий для участия родителей в учебном процессе.
- Развитие навыков самоуправления школьников.
- Формирование позитивного отношения учеников к здоровью и бережного отношения к близким.
Семестровая система
В РФ школа может выбирать систему организации обучения и устанавливать сроки каникул. Семестровая система более привычна для России. Учебный год делиться на 4 четверти, которые потом объединяются в семестры. Соответственно весь годовой объем материала распределяется равномерно. Это классическая и устоявшаяся система. Если ребенок посещает школу, с делением года на семестры, это снимает значительную часть напряжения с родителей. Гораздо проще планировать совместный семейный отдых и организовывать досуг детей в каникулярное время.
Для педагогического коллектива семестровая система также удобна, создает более комфортные психологические условия для работы.
Система триместров
Если школа выбрала обучение по триместрам, чередование рабочих и выходных недель будет следующим. Через 5 учебных недель следует 1 неделя отдыха. Но при этом для детей сохраняются зимние каникулы. Они длятся 2 недели. В целом триместр длиннее четверти и длиться 11 недель. У системы есть плюсы и минусы.
Плюсы:
- Частые каникулы дают возможность школьникам младших классов больше отдыхать и восстанавливать силы. За счет этого снижается заболеваемость.
- Детям выставляется больше оценок, поэтому нет проблем с аттестацией. Всем детям дается возможность показать уровень знаний.
Минусы:
- Каникулы в непривычное время создают проблемы для родителей. Им нужно решать, с кем во время каникул будет находиться ребенок.
- Несовпадение школьных каникул с каникулами в музыкальных и художественных школах. В связи с этим дети полноценно не отдыхают.
- График каникул осложняет учебный процесс. После каникул детям необходимо вникнуть в учебу, но когда это происходит, опять наступают каникулы.
Но, как показала практика, детям нравится больше именно триместровая система. Так как создается иллюзия большего количества дней для отдыха.
График каникул в 2024–2025 году
В этом учебном году каникулы при семестровой системе обучения запланированы на следующие числа:
- Осенние – с 29 октября по 7 ноября 2024.
- Зимние – с 24 декабря 2024 по 07 января 2025 года.
- Весенние – с 24 марта по 31 марта 2025.
- Летние – с 01 июня по 31 августа 2025.